Декларации прав человека и гражданина —

с комментариями Маленкова С. К.

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение, чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признаёт и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Статья 1

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Статья 2

Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Статья 4

Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Статья 5

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Всё, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Статья 6

Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Статья 7

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдаёт, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию, но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несёт ответственность.

Статья 8

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые, никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще применённого.

Статья 9

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признаётся нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Статья 10

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Статья 11

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12

Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создаётся в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13

На содержание вооружённой силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Статья 14

Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Статья 15

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчёта о его деятельности.

Статья 16

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Статья 17

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишён её иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Конец документа \ вид первоисточника:

«Декларация прав человека и гражданина» — важнейший документ Французской революции 1789—1794 г. г. , имевший всемирно-историческое значение. Провозглашённые в документе принципы были радикальным вызовом старому, феодальному миру. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению. Эти гражданские свободы были возвещены в то время, когда в большей части мира человек оставался ещё юридически бесправным, когда в Российской империи и в других феодально-абсолютистских государствах насчитывались миллионы крепостных крестьян.

«Декларация» послужила преамбулой к тексту Конституции, выработка которого продолжалась до сентября 1791 г.. \ сайт публикации

К сведению членов «ИзбирКомов» России и членов созданных с их помощью органов власти узурпаторов после 1990 г. \

Директорам и персоналу учебных, спортивных, библиотечно-клубных и иных учреждений, используемых для «выборов» \

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. \ Декларация прав человека 1948 г. \ Конституция Франции 1791 г. \ Конституция Р. Ф. 1993 г. \ книга «Декларации прав человека» с комментариями Маленкова С. К. 1 изд. \ книга «Декларации прав человека» с комментариями Маленкова С. К. 2 изд.

О ГАРАНТИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ в РФ \

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ \

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РСФСР \

ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993−2013 \

ã
Маленков С. К., член
международного Союза славянских журналистов, автор комментариев (сносок) к
статьям данного

Закона (и др.), разметки и выделений.

ã
Гражданская инициатива Ò,
е-журнал МО МОИП, 1998−2013